Крест Господень

28 октября исполняется 1700 лет с момента явления императору Константина знака креста , как символа победы.
Об этом событии и о современных противниках Креста Христова статья диакона нашего храма о. Дионисия.


“Во время военного противостояния осенью 312 года на берегах Тибра у Мульвийского моста в 14 километрах от Рима сошлись стотысячное войско Максенция против сорокатысячной армии Константина. Константин понимал, что при малочисленности армии ему не одолеть противника. Он «все чаще и чаще стал подымать очи к небу, вымаливая себе отсюда Божественную помощь»[1] . Именно здесь, как пишет его биограф и современник епископ Евсевий Кесарийский, Константину было небесное явление, «составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью: «Сим побеждай» .[2] Это явление наблюдало и всё войско. Следующей ночью Константину явился Христос с виденным знаком и велел сделать знамя для защиты от врагов.
Это явление священного знака изменило мир. С божественного обещания победы над Максенцием началась беспрецедентная история успеха Церкви. 28 октября 312 года Константин Великий одержал победу в битве у Мульвийского моста. Это событие положило конец эпохи гонения на христиан в западной части Римской империи. Уже через полгода был издан Миланский эдикт 313 года [3] , провозгласивший свободу вероисповедания всем гражданам Римской империи, а так же реституцию конфискованного у христиан имущества. Эдикт подчеркивал особую роль христианства на территории Империи. А двенадцать лет спустя, в 325 году, Константин Великий на востоке в Никее собрал собор епископов, вошедший в историю как I Вселенский Собор, на котором председательствовал сам император. В следующем, 326 году мать Константина – святая Елена, обрела Животворящий Крест Господень во время её путешествия в Иерусалим. Христиане стали играть ведущую роль в управлении Римской империей, когда, наконец, в 380 году император Феодосий объявил христианство государственной религией. Константин Великий положил начало новой христианской эпохе, а поворотным моментом его жизни стало событие, произошедшее 1700 лет назад, за несколько дней до битвы у Мульвийского моста в октябре 312 года.
Всматриваясь в прошедшие семнадцать веков со дня явления Константину, мы осознаем, что христианская Европа была основана ровно 1700 лет назад, и история цивилизации шла под знаком креста. Современная европейская культура, взращенная на греко-римской почве, орошенная водой святого Крещения, имеет современную концепцию равенства, социальной ответственности, уважения к жизни и правам человека, основанных на принципах Евангелия. История России начинается с принятия христианства. Русская литература, искусство, обычаи и сама жизнь пронизаны Евангельским благовестием. С учетом этих достижений становится абсурдным то, что сегодня мы, опьяненные модой секуляризма и релятивизма, забываем о своих христианских корнях, теряя свою идентичность. В Европе все чаще можно наблюдать удаление распятий из общественных мест под предлогом толерантности, а в России – новое увлечение кощунственными акциями и уничтожение крестов. Складывается ощущение, что христиан принуждают отказаться от исповедования Христа. По слову Святейшего Патриарха Кирилла, благодаря Кресту «миру дано отличить добро от зла и правду от лжи» [4] . Крест, священный символ мировой религии, знак нашего спасения, символ христианства, размещенный на флагах многих государств, установленный на горных вершинах, венчающий соборы и церкви, украшающий могилы христиан становится неуместным символом и исчезает из нашей жизни.
Многие христиане в Европе обеспокоены тем, что кресты и распятия удаляются из помещений и с фасадов домов, работодатели запрещают своим подчиненным ношение нательных крестиков. В связи с этим архиепископ Эдинбурга кардинал О’Брайн предложил своим прихожанам с гордостью носить на одежде знак креста как «указание на значительную роль Иисуса Христа в мировой истории, символ того, что вы живете в соответствии с христианскими ценностями, протягиваете свою руку для оказания помощи ближним» . [5] А что может помешать нам, православным христианам, живущим в России, с радостью носить крестик на нашей груди или лацкане пиджака, не стесняясь того, что мы «Христовы суть» (Гал. 5:24), свидетельствуя миру, что «каждый, кто принимает Крест как мерило правды и принимает в сердце свое подвиг Христа Спасителя» .[6]
Восхищает история египетских христиан, которые в течении 1400 лет живут там, где доминируют враждебные их вере политические и религиозные силы. В IX веке местный эмир, по приказу халифа, запретил на покоренных землях ношение крестов. В ответ христианское население нанесло татуировку в виде креста на руку, и этот обычай сохранился до наших дней. Я не призываю к нанесению татуировок, но не могу смириться с тем, что мы отказываемся от символа, который, проникая и освящая сердцевину нашего бытия, являет собой символ нашего спасения, выражает нашу веру во Христа Спасителя. Я предлагаю каждому христианину приложить все усилия, что бы вернуть крест в нашу жизнь. Было бы прекрасно, если бы каждый не стеснялся носить крестик на груди, не боялся наносить на себя крестное знамение и благословлять им во имя Христово близких, смог повесить распятие или иконку над своим рабочим местом и таким образом поделится с окружающими опытом радости и любви, исходящей от Бога. Это явилось бы смелым ответом тем силам, которые хотят вытеснить крест Христов из общественного пространства. Пусть же Крест Христов станет частью нашей повседневной жизни и источником нашей надежды!

[1] Поснов М. О. «История христианской церкви: до разделения церквей – 1054 г.» Путь к истине, 1964, с. 253.

[2] «Сочинения Евсевия Памфила переведенныя с греческаго при Санктпетербургской Духовной Академии» Т. II, СПб., 1849, с. 78.

[3] Текст эдикта не сохранился. Его содержание мы можем  найти в указе (litterae) Ликиния, данном Никомидийскому президу от 13-го июня 313 г., и у Евсевия среди документов, находящееся  в середине 10 книги «Церковной Истории», как “копия императорских постановлений, переведенных с римского языка”, как указ, написанный от имени Константина и Ликиния.

 

[4]Слово святейшего Патриарха Кирилла 24/09/2012   http://www.e-vestnik.ru/docs/krest_kak_vesy_i_mera_istini/

[5] http://www.kath.net/detail.php?id=36027

[6]Слово святейшего Патриарха Кирилла 24/09/2012  http://www.e-vestnik.ru/docs/krest_kak_vesy_i_mera_istini/

1 октября 2012 года.
Диакон Дионисий Куприченков,
клирик храма Всех святых на Соколе.