В Великий четверг по окончании Божественной Литургии в нашем храме освящали соль.
“Обычай освящать соль в Великий Четверг не носит уставного богослужебного характера. Скорее всего, он связан с бытовым приготовлением к Празднику Пасхи и основывается на народной, хотя и достаточно древней, традиции. Историки относят его возникновение к XII – XIII векам. Старинное бытование этого обряда подтверждается решениями Московского Стоглавого Собора 1551 года, которые осуждают практику класть освящаемую соль под престол. Упоминания четверговой соли встречаются и в русской литературе XIX века — например, в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети», или в повести Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука».
Освящается при этом не простая пищевая, а специально приготовленная соль. Причем соответствующие рецепты довольно разнообразны, однако всех их объединяет одно: соль как следует прожигают в печи, от чего она приобретает особенный запах, вкус и консистенцию, а также чернеет.
Что же касается освящения соли, в требнике есть краткая «Молитва над солию», которая никак не связана с каким-либо конкретным днем церковного года и с каким бы то ни было видом продукта. То есть освящать можно любую соль — как обожженную в печи, так и простую, причем в любой день календаря. В этой молитве упоминается, как Господь непригодные воды Иерихона сделал здоровыми. Произошло это по молитве святого пророка Елисея после того, как он бросил в исток воды соль (4Цар.2:19-22). Подобно этому и мы просим Господа благословить принесенную соль и сделать ее «жертвой радования». Жертва — это то, что принадлежит Богу, а радость — то, что получают люди.
Глеб Седов