По Успении Божией Матери одр с пречистым телом Ее святые апостолы перенесли в Гефсиманию, где были погребены святые праведные родители Ее Иоаким и Анна. Вход в пещеру, где располагалась гробница, после погребения прикрыли большим камнем. Молитвы и псалмопения возглашались там три дня.
По прошествии этого времени к месту погребения прибыл святой апостол Фома, который по Божиему Промыслу стал единственным из 12 учеников Христовых, кто не присутствовал при чуде Успения.
Ученик Христов горько скорбел, что не смог попрощаться с Пресвятой Богородицей и слезно просил остальных апостолов открыть вход в пещеру, чтобы можно было поклониться пред Ее одром.
Великое чудо ожидало святых апостолов, отваливших камень от гроба: пещера оказалась пуста, а погребальные пелены указывали на то, что Пресвятая Дева Мария была вознесена с телом на Небо.
В Иерусалиме и Гефсимании во дни праздника Успения проводилась особая торжественная служба с чином погребения Божией Матери. Было составлено «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». На Руси первые упоминания о службе встречаются не ранее XV века, и совершалась она по подобию утрени Великой субботы.
Отдельный чин погребения Божией Матери получил широкое распространение в 40-е годы XIX века тщаньями святителя Филарета митрополита Московского. Он изучил и внес правки в присланное ему митрополитом Фаворским Иерофеем Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы».