Последования утрени с чтением двенадцати Страстных Евангелий (по традиции утреня совершается в четверг вечером), царских часов, изобразительных, вечерни и малого повечерия с каноном о распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы Великого Пятка для домашнего (келейного) совершения (в формате Word).

Утреня Великого Пятка

Царские часы и изобразительны Великого Пятка

Вечерня Великого Пятка

Малое повечерие Великого Пятка

Уставные чтения Великого Пятка

“Днесь висит на древе” – это песнопение службы “Двенадцати Евангелий” – богослужения, которое совершается на Страстной неделе вечером в Великий четверг. Песнопение поется с особым благоговением и с тремя земным поклонами на словах «Поклоняемся Страстем Твоим, Христе».

В заключительную неделю перед Пасхой – Страстную Седмицу – церковь вспоминает крестный путь Спасителя, его искупительную Жертву. День Его страданий и смерти отмечен трагичной и скорбной службой «Двенадцати Евангелий». Это богослужение – Утреня Великой пятницы – совершалось с древних времен в ночь с четверга на пятницу. Ближе к современности службу перенесли на вечер четверга, сохранив порядок и структуру Утрени. «Двенадцать Евангелий» – двенадцать фрагментов из Нового Завета, повествующих о Тайной Вечере, предательстве Иуды и Распятия Иисуса Христа. Между отрывками находятся основные песнопения Утрени, в том числе антифоны (песнопения, получившие названия от традции “антифонного”, т.е. попеременного пения двумя хорами). В их основе традиционно лежат тексты псалмов, здесь же они заменяются песнопениями на основе текста Нового завета, раскрывающими богословское значение читаемых евангельских отрывков.

Песнопение «Днесь висит на древе» (тропарь 15 антифона) – драматический центр богослужения: «Господь распят на древе, чтобы разрешить грех, происшедший через древо: через древо изгнал Адама из рая сатана; через древо же и Господь разбойника сделал обитателем рая» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 912).

“Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.”

Диакон Дионисий Куприченков: