С престольным праздником!Икона «Всех скорбящих радость». Благодатная заступница

По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к Ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», — так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».
Поэтому Божия Матерь здесь показана в окружении бедствующих людей — раздетых, больных, голодных, а также ангелов, совершающих благодеяния от Ее имени. Сама Заступница пишется на иконе во весь рост, в царском одеянии и с венцом на голове. Над Ней в облаках восседает Спаситель, который в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Известны разные иконографические виды образа.

Наиболее раннее документальное упоминание об иконе с названием “Всех скорбящих радость” относится к 1683 г. Этот образ был написан придворным живописцем И. Безминым, его стиль и иконография должны были следовать европейским, вероятнее всего польским, образцам. Нет уверенности, что на первых изображениях присутствовали образы страждущих.
В 80-х гг. в составе клейм расширенного акафистного цикла на иконах Семёна Спиридонова Холмогорца появляется изображение Богоматери “Умиление и посещение в беде страждущим”, восходящее к европейской. “Madonna Misericordia” (Милующая) .
Богоматерь изображалась без Младенца, с разведенными в стороны руками и в окружении разнообразных страждущих, располагавшихся в 3 ряда по обеим сторонам от Нее. Не исключено, что подобное изображение групп страждущих стали помещать на иконе “Всех скорбящих радость” после прославления образа в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке в 1688 г. под влиянием композиции “Умиление и посещение в беде страждущим”.
Точные списки с московской иконы известны с нач. XVIII в.
На петербургской иконе, в целом совпадающей с московской в изображении Богоматери с Младенцем, есть отличия. Помимо отсутствия страждущих, Богородица представлена стоящей на луне – деталь в сочетании с сиянием, окружающим Ее, соответствует тексту Апокалипсиса о жене, облеченной “в солнце; под ногами ее луна” (Откр. 12, 1). Подобные изображения на Западе известны с XIV в., в Россию пришли в XVII в., дав начало нескольким иконографическим типам (“Солнечная”, “Благодатное Небо” и др.).
На рубеже XVII-XVIII вв. в Москве мастерами Оружейной палаты был создан ряд значительных по размеру икон “Всех скорбящих радость” со страждущими, где изображения Богоматери варьировались. На том основании, что некоторые из них восходят к 2 гравюрам Леонтия Бунина (кон. XVII в.), О.Р.Хромов предположил, что могла существовать графическая серия подобных изображений, задуманная в качестве иллюстраций к неосуществленному изданию (очевидно, акафисту), посвященному новопрославленной иконе Божией Матери. В свою очередь они могли стать образцами для московских икон того времени. Известны следующие варианты:
Богоматерь сидит на престоле (ЦМиАР),
Богоматерь стоит, держит Младенца на скрещенных руках по типу “Salus populi Romani” (Богоматерь Римская),
Богоматерь без Младенца по типу “Madonna Misericordia” (1713, ЦАК МДА),
Богоматерь представлена так же, но с распростертыми ангельскими крыльями (ЦАК МДА),
Богоматерь стоит на луне, прижав руки к груди и отведя взор вниз,- по зап. типу “Immaculata” (Непорочное зачатие Богородицы) (1703, ЦМиАР),
Богоматерь в развороте вправо, восходящая на небеса, которые могут изображаться в развернутом варианте, с “бегами небесными” (ГММК; А. Квашнин, 1707, ГТГ).
В списках более позднего времени эти варианты встречаются редко.
На рубеже XVII-XVIII вв. иконы, на которых изображались Богоматерь без Младенца и в окружении страждущих, независимо от того, как Она была представлена, в авторских подписях назывались “Образ умиления и посещения в беде страждущим”. К середине XVIII в. на этот тип, оказавшийся близким по содержанию и композиции к иконографии “Всех скорбящих радость”, перешло название последней.
Среди таких изображений наиболее популярным был вариант, восходящий к композиции Семёна Спиридонова Холмогорца, где Богородица, держащая в правой руке жезл, представлена в раю. Символизирующий рай белый фон постепенно был вытеснен разноцветными фонами, но изображения цветов и ветвей сохранялись. Появилась новая деталь – белый плат на главе Богородицы поверх мафория.
С нач. XVIII в. на этих иконах появились такие детали, как изображение корабля по западному типу “Мадонны мореплавателей”, впоследствии часто присутствующее на многих иконах “Всех скорбящих радость” независимо от варианта их иконографии, а также более редкое изображение радуги в ногах Богоматери, встречающееся в западных изводах “Gloria”.
В XIX в. наиболее устойчивыми вариантами иконографии “Всех скорбящих радость” были типы московской чудотворной иконы и “Умиление и посещение в беде страждущим”, восходящее к Семёну Спиридонову Холмогорцу. В живописной иконе особенно часто встречаются новые, свободные композиции, только отчасти связанные со старыми изводами, что делает невозможной их иконографическую классификацию.