Чин ПогребенияСегодня в 18 часов состоится Чин Погребения Божией Матери.

Чин погребения Богоматери в древнем церковном богослужении

В некоторых местах в виде особого чествования праздни­ка Успения совершается отдельная служба погребения Богома­тери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на предполагаемом месте погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1865 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычи­цы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Она открыта в руко­писях – греческих и славянских – не ранее ХУ века, достав­лена греческими песнопевцами, среди которых – великий ритор Еммануил. Служба совершается по подобию утрени Великой суб­боты, и основная часть ее – «похвалы», или «непорочны» -представляет собой очень искусное подражание великосубботным «похвалам». В ХVI веке она была широко распространена на Руси, а затем почти забыта.

В Синодальный период погребальный чин на Успения совер­шался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в костромском Богоявленском монасты­ре и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры.

В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной служ­бы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем.

В Гефсиманском же скиту, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, при митрополите Московском Филарете совершалось празд­нование, кроме Успения, и воскрешения и взятия на небо (с телом) Богоматери (17 августа); накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника (после 6-й песни): читались статии, затем следовали антифоны, прокимен и Евангелие. В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается и в наши дни патриархом накануне праздника, утром 14 августа.

В настоящее время Иерусалимское «Последование на прес­тавление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило сно­ва распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на 2-й ли 3-й день праздника.

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому «Последованию» помещен в книге «Служба на Успение», в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на кото­ром не поются лишь полиелей и величание. В «Богослужебных указаниях» на 1950 г. также помещен «Чин погребения», но в нем вместо великой вечерни перед утреней дано последование малого повечерия (по подобию службы Великой субботы). последование утрени с «Похвалами» в «Богослужебных указа­ниях» напечатано полностью (по Иерусалимскому последованию).”