Всех святых в земле Российской просиявшихВоскресенье 21 июня – СОБОР ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ.

Яко звезды многосветлыя на тверди церковней
восиявше, осветили есте сердца верных
добродетельми подвигов и чудес ваших.
Тропарь из рукописи XVII в.

Об истории составления службы Русским святым
В 1918 году Священный Собор постановил восстановить ра­нее существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских и определил день празднования в первое воскресенье Петровского поста.

Официальным выразителем витавшей в воздухе идеи восста­новления праздника выступил член предсоборного совета академик Российской академии наук, профессор Петроградского университе­та, египтолог, известный историк Коптской и Эфиопской Церкви, основатель российской школы изучения древних цивилизаций Ближнего Востока Борис Александрович Тураев (1868-1920), который подготовил доклад для Священного Собора.

Епископ Афанасий (Сахаров), вспо­миная историю вынесения этого вопроса на Собор и подготовленные в докладе аргументы, писал в предисловии к службе: «В наше скорб­ное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудив­шихся… над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха…»

Б. А. Тураев предложил взять за основу службу, написанную иноком Григорием, насельником обители Евфимия Суздальско­го, подвизавшемся там в конце XV— начале XVIвека. Но когда приступили вплотную к работе, стало ясно, что древнюю службу монаха Григория исправить практически невозможно, по­этому из нее позаимствовали немного, остальное составили зано­во. Профессор взял на себя главным образом написание новых песнопений, а иеромонах Афанасий (Сахаров), будущий владыка, — подбор соответствующих мест из богослужебных книг, по преимуществу из отдельных служб русским святым, и приспособление наиболее характерного и луч­шего к данной службе. В частности, отец Афанасий предложил для стихир на Господи, воззвах избрать по одной стихире из Общей Ми­неи каждому лику святых и в каноне расположить святых по обла­стям с завершением каждой песни канона тропарем, посвяшенным наиболее чтимой в той области иконе Божией Матери. Так, в пер­вой песни прославляются первые Русские святые, а Богородичен — из службы Покрову, в третьей — Южнорусские святые и Богороди­чен из службы Почаевской иконе. В четвертой песни Московские святые и Богородичен Иверской иконе, в пятой — Новгородские святые и Богородичен Знамению. В шестой — святые Севера и Бо­городичен Тихвинской иконе. В седьмой — святые Ростова, Сузда­ля, Владимира и Богородичен из службы Владимирской иконе. В восьмой песни в первых тропарях казанские и восточные святые и Богородичен из службы Казанской иконе Божией Матери