+7 (499) 157-27-05 hramsokol@mail.ru

В нашей стране разработан документ, который позволяет «отделить зерна от плевел» в таком остром вопросе, как борьба с алкоголизмом, наркоманией и другими зависимостями. Специалисты по трезвеннической работе представили Конвенцию семейных клубов трезвости, которая была одобрена в рамках работы XXVI Международных Рождественских чтений.

В России появилась Конвенция семейных клубов трезвости

«Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно владеть мною» – эта мудрость апостола уже более четверти века является «золотым правилом» в деятельности семейных клубов трезвости в России. В конце января в Донском монастыре в Москве прошел второй Всероссийский съезд этих клубов — на нем были приняты решения, которые способны сделать трезвенническую работу в стране более эффективной.

Съезд семейных клубов трезвости открылся молебном на начало доброго дела перед ракой святителя Патриарха Тихона в Большом соборе монастыря. Проведение это встречи благословил наместник обители епископ Бронницкий Парамон, который является управляющим Северным и Северо-Западным викариатствами города Москвы. Он же выступил почетным председателем съезда, который проходил в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» по направлению «Христианская семья – домашняя церковь».

Вопрос защиты института семьи сегодня давно перестал восприниматься как нечто абстрактное – вызовы современного мира касаются каждой без исключения российской семьи. Не случайно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в очередной раз сделал акцент на том то, что семейный подход в государственной политике России может стать достойной альтернативой происходящему в Европе, где поддерживают не семьи, а однополые союзы.

Семейные клубы трезвости (СКТ) изначально строили свою работу на том, что «единицей» в каждом клубе является не индивид, а семья – на это обращали внимание сопредседатели съезда протоиерей Алексей Бабурин, который руководит работой СКТ с момента их появления в России, и иерей Алексий Авдюшко, руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и наркомании Северного викариатства города Москвы (КЦ ПАН СВ). Центр вместе с Межрегиональным общественным движением в поддержку семейных клубов трезвости выступили главными организаторами Съезда.

Участие в его работе приняли более 70 специалистов, включая ведущих клубов, психологов и психиатров, священников, педагогов. Среди них оказались и два представителя международного движения семейных клубов трезвости (WACAT) Петар Настасич из Сербии и Зоран Зоричич из Хорватии. География съезда – от Москвы и Татарстана до Башкортостана и республики Марий Эл. Такое расширение представительства по сравнению с прошлым годом стало одним из достижений Съезда.

В ходе обсуждений были затронуты многие актуальные темы. Это и работа викариатской Школы ведущих СКТ (ее выпускникам были вручены сертификаты об окончании школы), и вопросы сбережения традиционных семейных ценностей Православия (этой теме посвятил свой доклад гость из Санкт-Петербурга протоиерей Александр Дягилев), и острая проблема формирования зависимости в семье и вопрос ее своевременной профилактики (об этом рассказала психолог МОД СКТ Юлия Потапова).

Центральным событием съезда стала конференция, в ходе которой с докладами выступили профессиональные врачи и психологи, а также руководители действующих СКТ, гости из регионов России. Особое внимание было сосредоточено на докладах зарубежных коллег: хорватский профессор Зоричич посвятил свой доклад обзору движения семейных клубов трезвости в различных странах, а его коллега из Сербии доктор медицины профессор Петар Настасич изложил подход к решению проблем зависимости, принятый в Белградской антиалкогольной школе.

Надо сказать, что российским представителям движения СКТ было чем поделиться – о новаторском опыте, который формировался «по месту», то есть при работе клубов на конкретном приходе, рассказали священники протоиерей Алексий Панченко из Стерлитамака (Башкортостан) и протоиерей Сергий Скузоваткин из Сарова (Нижегородская область).

Отдельная тема в Год добровольца, которым в России объявлен 2018-й, – подготовка волонтеров для грамотного ведения клубов. Такая работа уже несколько лет ведется в викариатской Школе подготовки ведущих СКТ при московском храме Всех святых во Всехсвятском на Соколе. Об ее особенностях рассказала преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Перервинской духовной семинарии Анна Горячева, а связь эффективной работы клуба с личностными качествами и умениями ведущего проанализировала кандидат медицинских наук, доцент кафедры наркологии РМАПО Екатерина Соборникова.

Об истории клубного и трезвенного движения в России рассказывали кандидат педагогических наук Георгий Гусев, и журналист, член Союза писателей России Ирина Ушакова. Интересными практическими наработками в области финансирования клубной работы поделился ведущий Владыкинского семейного клуба трезвости Алексей Бердичевский.

Знаковым событием съезда стало принятие Конвенции семейных клубов трезвости, которая была одобрена всеми делегатами. Как отметил протоиерей Алексий Бабурин, в документе, который разработало Межрегиональное общественное движение в поддержку СКТ, прописаны основополагающие принципы развития клубного движения в России за последние годы, намечены пути развития международного сотрудничества. Важный момент — Конвенция определяет четкие «индикаторы», которые позволяют тому или иному сообществу в России позиционировать себя как «семейный клуб трезвости». Это особенно важно, так как на поле трезвеннической работы нередко приходится сталкиваться с подменами, которые порой носят откровенно сектантский и лженаучный подход.

Оживление вызвали мастер-классы, которые провели для участников съезда профессоры Зоран Зоричич и Петар Настасич. Основным событием мастер-класса стала работа с семейными парами, в которых один из супругов имеет проблемы с алкоголем. В открытом занятии по системной семейной терапии алкогольных браков приняли участие около 70 человек. А в рамках мастер-класса «Семейный подход в преодолении проблем зависимого поведения: семейные клубы трезвости» была представлена концепция экосистемного подхода в преодолении семейных проблем, лежащих в основе зависимого поведения. В рамках занятий также была подробно отработана специфика работы Белградской школы аддиктологии, а именно – ее семейное направление.

Был и «закрытый» мастер-класс, предназначенный для ведущих семейных клубов трезвости из России. В ходе этого занятия обсуждались вопросы групповой терапии с семьями людей, имеющих дело с проблемами зависимого поведения. Обсуждались и организационные вопросы, связанные с созданием и работой СКТ. Большое внимание в ходе мастер-класса было уделено особенностям работы с зависимыми от игр и других новых видов патологических влечений, получивших широкое распространение в последнее время.

Партнерами съезда выступили Общероссийская общественная организация «Общество православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского» (ОПВР) и Хорватская ассоциация семейных клубов трезвости (HSKLA). Информационным партнером съезда стал информационно-просветительский портал «Приходы».

Оргкомитет Съезда семейных клубов трезвости
Фото Сергея ЯВОРСКОГО

КОНВЕНЦИЯ СЕМЕЙНЫХ КЛУБОВ ТРЕЗВОСТИ
(метод Владимира Худолина)

ОБ ОСНОВНЫХ ЭКСПЕРТНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К КЛУБАМ, ОРГАНИЗУЮЩИХ РАБОТУ ПО ПРОГРАММЕ МОД СКТ

Принята 26 января 2018 года в Донском монастыре города Москвы на Втором Съезде семейных клубов трезвости.

ПРЕАМБУЛА

Существует множество клубов, которые утверждают, что они работают в соответствии с методологией Владимира Худолина. Однако на практике зачастую оказывается, что многие из действующих организаций не удовлетворяют минимальным требованиям, необходимым для деятельности в структуре национальной ассоциации семейных клубов трезвости.

Национальной ассоциацией СКТ по методологии В.Худолина является Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ), ставшее в 2010 году правопреемником Православного центра наркологической помощи «Солидарность» и Душепопечительского центра имени преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны «Дома милосердия» при церкви Святителя Николая в селе Ромашкове Одинцовского района Московской области.

Ими более 25-лет, по методу профессора Худолина, во взаимодействии с клубами Италии, Хорватии и Сербии осуществляется программа оказания помощи лицам, имеющим проблемы, обусловленные пристрастием к психоактивным веществам и действиям (далее – «ПАВ и ПАД»).

Официальный представитель Национальной ассоциации СКТ от России является членом исполнительного совета международной ассоциации семейных клубов трезвости (WACAT), основной целью деятельности которой является сохранение методологии В.Худолина без существенных изменений, но уточнение ее с учетом развития клубов по всему миру.

МОД СКТ разработала и приняла настоящую Конвенцию об экспертных требованиях, необходимых для решения вопроса о соответствии деятельности тех или иных клубов трезвости методологии Владимира Худолина и возможности их объединения.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

В семейных клубах трезвости (далее – «СКТ») проблемы, обусловленные психоактивными веществами и действиями, рассматриваются в контексте системного, биопсихосоциодуховного, «экологического» подхода.

Сложность человеческих взаимоотношений и жизненных трудностей понимается как результат нарушения упорядоченности и целостности экологической системы, включающей духовную, социальную, семейную, антропологическую и природную сферы.

СКТ признают, что зависимость от психоактивных веществ и действий является существенной частью образа жизни, или привычного, саморазрушительного поведения личности, предпочитающей долговременным отсроченным радостям сиюминутные удовольствия.

Решая проблемы, обусловленные злоупотреблением психоактивными веществами и действиями (ПАВ/ПАД), исходя из парадигмы системного подхода в науке, СКТ считают, что объектом коррекции должна быть, прежде всего, семья и ближайшее социальное окружение страждущего, т.к. именно они системно реагируют на те или иные трудности близкого им человека. Профессор Худолин считал, что «алкоголизм является семейной проблемой и связан со стилем поведения или образом жизни семьи».

В СКТ не довольствуются лишь только отказом пьющих от употребления спиртного, но стремятся привить своим членам желание жить трезво и благочестиво, быть трудолюбивыми и добродетельными, приобщают их к традиционным нравственным нормам и ценностям, побуждают к всестороннему росту и духовному созреванию.

В СКТ верят, что от зависимости можно освободиться. Для этого при поддержке «значимых близких» от зависимого лица потребуются серьезные усилия к интенсивному самоанализу, самопознанию, самосовершенствованию, к раскрытию для себя жизненных перспектив и образа будущего.

Российским СКТ необходимо учитывать особенности православной духовности, возникшей на базе славянского образа жизни и миропонимания, в результате активного усвоения и творческого переосмысления православно-византийской конфессиональной и культурной традиций. Надо помнить: христианское мировоззрение сформировало соответствующую ему систему личностно-социального поведения. Духовную радость, восторг и умиление уверовавшие во Христа славяне изначально испытывали от знакомства с книжной мудростью, бесед с подвижниками благочестия, пребывания в храме, участия в Божественной литургии, церковных праздниках, окунании в святых источниках, почитания христианских святынь и посещения святых мест. Поэтому и теперь, наряду с участием в музыкальных, песенных, танцевальных, литературных вечерах, художественной самодеятельности, спортивных играх, выездах на природу, посещением театров, выставок, просмотром кино, по сути, чисто мирских мероприятиях, члены СКТ уделяют должное внимание встречам со священнослужителями, совместному участию в церковных Таинствах, ежедневной личной молитве, исполнению постов, чтению Священного Писания и творений святых, паломничествам, купанию в святых источниках, даче обетов трезвости.

СКТ не подменяет собой церковные общины, так как не ставит перед собой религиозных и сотериологических целей. Его назначение на приходе — быть действенным надежным подспорьем в решении житейских проблем прихожан.

УЧАСТИЕ В РАБОТЕ КЛУБА

Кандидату, желающему вступить в СКТ, следует рекомендовать принять обязательство по отношению к самому себе и всем членам клуба впредь решать все возникающие проблемы без помощи алкоголя и других психоактивных веществ и действий, подписав соответствующее соглашение.

Зависимый человек и его/ее ближайшее окружение (члены семьи/родственники/коллеги по работе/друзья) принимают деятельное участие в работе клуба и совместных клубных мероприятиях.

Участники в обязательном порядке посещают клубные встречи, которые проводятся еженедельно в установленные дни и часы. Рекомендуемая продолжительность встреч — не более 1,5 часов.

Каждый член клуба должен иметь свои обязанности (председатель, секретарь, казначей, ответственный за организацию досуга и т.п.).

Членство в СКТ должно быть продолжительным. Первоначальная фаза реабилитации длится не менее пяти лет.

Участникам клубов настоятельно рекомендуется воздержание от приема алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ и психоактивных действий. Однако доброжелательное отношение к участникам клубов является приоритетным.

Члены СКТ на специально организованных занятиях должны быть в доходчивой форме ознакомлены с последними достижениями аддиктологии.

Каждый клуб работает на основе принципа многосемейственности, объединяя максимум 12 семей (30 членов). Когда их станет больше двенадцати, клуб должен будет разделиться.

Наряду с основной клубы осуществляют и дополнительную деятельность — прежде всего патронаж и работу с членами семьи. Патронаж осуществляет специально организованная патронажная служба клуба.

СКТ не должен замыкаться на самом себе и изолировать себя от общества.

РАБОТНИК КЛУБА

Работник, прошедший специальную подготовку в школе ведущих при МОД СКТ, одновременно является членом организованного им клуба.

Работник клуба должен активно участвовать во взаимодействии всех членов семьи с применением своих знаний и опыта и действовать по принципу «здесь и сейчас» с нацеленностью на будущее, избегая слишком частого обращения к прошлому, но ему не следует давать советы или прямые указания, какие именно решения следует принимать семье в той или иной ситуации.

Работник клуба не должен проводить патронаж, кроме самых исключительных случаев, когда все другие возможности уже исчерпаны.

Работнику клуба не подобает на клубных встречах читать лекции о вреде алкоголизма и его последствиях, или ратовать за умеренное употребление спиртных напитков, или вербальным либо невербальным образом выдавать свое отношение к алкоголизму как к болезни, в соответствии с точкой зрения классической медицины.

Работник СКТ, помогающий изменить как поведение, так и образ жизни в целом, не является терапевтом, независимо от его образования и профессиональной квалификации (врач, психолог, социальный работник, медицинская сестра или фельдшер). Проявлениям власти нет места в клубе, в котором должны присутствовать только солидарность, дружба, эмоциональное единение, любовь и равноправие.

Часто поднимаемые на собраниях клубов вопросы религиозного содержания обсуждаются только тогда, когда на встрече присутствует священник или катехизатор, человек с богословским образованием. К данной тематике в СКТ относятся с предельной осторожностью, следуя правилу: делиться только личным, не вдаваясь в рискованное доморощенное богословие.

При возникновении затруднений в проведении встреч работнику клуба следует обращаться за советом и помощью к специалисту, осуществляющему супервизию клуба.

Работники клубов трезвости регулярно участвуют в интервизиях и периодически повышают свою квалификацию на специально организованных для этого курсах.

УЧАСТИЕ В МЕЖКЛУБНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Все клубы, по территориальной принадлежности, регулярно собираются на заседаниях в одном из них (ежемесячные собрания). На таких встречах присутствует большое количество участников, где они сообща обсуждают тему, предложенную для этого собрания. Такие встречи поддерживают постоянную связь между клубами, необходимую для выработки общей концепции, обмена опытом и оказание просветительского воздействия на более широкую социальную группу.

На общих собраниях клубов принято отмечать долгосрочную абстиненцию их членов. В торжественной теплой обстановке трезвеннику со стажем вручается символическая награда для поддержания дальнейших его усилий на пути духовно-нравственного становления и для убеждения присутствующих в том, что освобождение от зависимости вполне возможно.

СОТРУДНИЧЕСТВО КЛУБОВ С ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ

Клубы сотрудничают с государственными, общественными, религиозными организациями, где участники клубов получают необходимую дополнительную специализированную помощь.

Сотрудничество на официальном уровне осуществляется только через российскую ассоциацию семейных клубов трезвости (МОД СКТ), а не клубами самостоятельно.

ПРИМЕЧАНИЕ

Необходимо отметить, что в зависимости от специфичности клубной работы, обусловленной местоположением и региональными особенностями, может наблюдаться разнообразие в клубной деятельности, однако не носящее принципиальный характер.

Наиболее значимыми из особенностей могут быть:

1) Характер взаимоотношений с государственной службой здравоохранения (наркологические учреждения, психиатрическая служба). Первоначально клубы получили распространение вне государственной службы здравоохранения. Работники клуба не являлись подготовленными медицинскими или социальными работниками, а осуществляли свою деятельность в качестве волонтеров. В последующем наблюдалось более тесное сотрудничество с профессиональным медицинским сообществом, следствием чего стало привлечение специалистов к работе в программе и специализированная подготовка клубных работников. Таким образом, клубные работники получили различную подготовку и имеют собственный опыт работы, сложившийся исторически. Работа в семейных клубах трезвости предполагает возможность сочетания как профессионального, так и волонтерского подходов, что является приемлемым сточки зрения мирового опыта работы СКТ (в балканских странах получил распространение профессиональный подход, в Италии – подход волонтерский). В связи с этим роли клубных работников могут отличаться в разных клубах в зависимости от степени подготовки.

2) Организация клубного сотрудничества. В зависимости от условий, в которых складывалась клубная деятельность, наблюдалось установление разных степеней сотрудничества клубов с общественными, государственными и конфессиональными организациями. Важное значение в развитии сотрудничества является доверительное и тесное сотрудничество с приходом Русской Православной Церкви, где осуществляет работу клуб (поддержка работы клуба настоятелем обеспечивает его успешное функционирование в дальнейшем). В случае привлечения к работе клуба профессионального специалиста наблюдается установление эффективного взаимодействия со специализированными государственными учреждениями системы здравоохранения. В тех клубах, где имеется сильное и устойчивое внутриприходское или межприходское взаимодействие, будет наблюдаться большее количество социальных контактов и форм сотрудничества клубов с другими организациями. Огромное значение имеет тот факт, если клубная ассоциация имеет возможность организовывать образовательный центр, где происходит обучение работников клубов, привлечение к работе волонтеров в качестве работников клуба, а также установление тесных и продуктивных отношений со специалистами из различных образовательных учреждений (системы здравоохранения, психологической или социальной направленности, конфессиональной школы).

3) В различных клубах может наблюдаться разнообразие в таких вопросах, как внимание к вопросам личностного роста, работой с мотивацией участников или развитию духовных качеств. Такое различия может быть связано с особенностями личного опыта работников клуба, требованиями социальной среды, где действует клуб, культурными особенностями и духовными традициями регионов и социальных сообществ.

Сайт Приходы.ру