Крещенский сочельник“Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего.
Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.
Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки.
И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.”
Пророк Исаия говорит о пустыне, которая призвана возвеселиться, так как пустыня жаждущая — это образ и народа, еще не знающего Бога, но стремящегося узнать, и каждой души, которая жаждет истины. Придет время (а оно пришло с явлением Христа на земле), когда будет явлена от Бога сила, как обильные потоки воды, от которых иссохшая земля превратится в сад. Это и образ Церкви, которой Бог даст расцвести, как плодородная долина Иордана, как богатые разнообразной растительностью горы Ливана и Кармила. Если прежде честь быть народом Божиим принадлежала Израилю, то со времени рождения Господа на земле преимущества богоизбранного народа перешли к Церкви Христовой. Пророк сразу же после слов о радости, которой напоится, как потоками, измученная жаждой пустыня, обращается ко всем, чьи руки и колени дрожат от усталости и страха: «будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш». В этом уверении — источник надежд и самой жизни. Пророчество об исцелении слепых, хромых, глухих относится не столько к явным чудесам, которые творились у всех на глазах во время земной жизни Спасителя, сколько к духовному состоянию. Без просвещения от Бога и народ, и каждый человек глух, слеп и нем, живя во мраке заблуждения. Когда благодать Св. Духа коснется души, тогда земля ее, как пустыня, напоенная реками, произрастит обильную зелень и будет звенеть от пения птиц. Церковь Божия будет большой дорогой, которая приведет даже неопытных к будущему блаженству. Конечно, полнота блаженства возможна лишь в Царстве Небесном, но и на земле предвкушение мира, безопасности и радости о Господе даруется верным благодатью Св. Духа.
Паремия эта читается на первом часе потому, что пророческие вдохновенные призывы видеть в благодати Св. Духа источник исцеления, жизни, блаженства раскрывают глубину богоявления: Господь, явившись миру, открывает силу животворной благодати Св. Духа и участие в обновлении жизни Своего Небесного Отца.