В воскресенье вечером состоялся чин прощения.
«Служба начинается, как торжественная вечерня; священнослужители в светлых облачениях. Стихира на “Господи, воззвах…” (следующая после “Господи, воззвах”) возвещает наступающий Пост, а за ним — приближение Пасхи!
Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога, и святую Пасху, духовно радующеся.
Потом, как обычно, следует Вход и пение “Свете Тихий…” Затем служащий священник идет на “горнее место”, за престолом, и возглашает вечерний Прокимен, который всегда возвещает конец одного и начало другого дня. За этой вечерней “Великий Прокимен” возвещает начало Поста:
Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.
Вслушайтесь в особенную мелодию этого стиха, этого крика души, внезапно наполняющего церковь: “… я скорблю” — и вы поймете исходный пункт Поста: таинственную смесь отчаяния и надежды, тьмы и света. Все приготовление теперь закончено. Я стою перед Богом, перед славой и красотой Его Царства. И я сознаю свою принадлежность к этому Царству, сознаю, что у меня нет другого дома, другой радости, ни другой цели; и я сознаю также, что я изгнан из этого Царства во тьму и печаль греха, и… “я скорблю”!
И вот Пост уже наступил! Светлые облачения заменяются темными, постными, тушат яркое освещение. Когда священник или дьякон начинает вечернюю ектению, хор отвечает ему постным напевом.
Первый раз читается великопостная молитва Ефрема Сирина с земными поклонами.
В конце службы молящиеся подходят сперва к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга. Но в то время, как происходит этот обряд “прощения”, и т.к. Пост начинается именно этим актом любви, единения и братства, хор поет Пасхальные песнопения. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне Поста, но в конце этого пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова.»
Александр Шмеман, “Великий пост”.