В 4 неделю поста вспоминается память прп. Иоанна Лествичника.
Святой Иоанн будучи юношей вместе с братом Аркадием пришел в монастырь на Синае и в возрасте 16 лет принял монашеский подстриг. Через 3 года после пострига в 19 лет молодой монах принял зрелое решение уйти в уединение в ущелье Фола в месте западнее монастыря Святых Бессеребренников Космы и Дамиана у горы пророка Моисея, где практически не покидая гранитной пещеры провел в одиночестве 40 лет. Спасению от стратей в высшей степени способствовали усердные молитвы, боголюбивые размышления, трудолюбие в возделывании хлеба насущного в скудной почве пустыни и Богоугодные литературные упражнения. Существует предание о происхождение главного труда жизни преподобного Иоанна — «Лествицы Божественного восхождения», явившейся результатом Божественных откровений, осознания их, и применения на собственной практике. Лествица была записана в назидание монахам Раифского монастыря по благословению игумена Иоанна Раифского, что в Суэцкой пустыни на берегу залива: «Преподай нам, непросвещенным, то, что ты видел в богооткровении, как древний Моисей и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях…
Фоторассказ катехизатора нашего храма о паломничестве в ущелье Фола, в котором подвизался преподобный:
Перед подъемом на гору Моисея мы отправились в пещеру, ставшую уединенной келией преподобному Иоанну, игумену монастыря св. вмц. Екатерины в ущелье Вади-Фола.После завтрака мы выехали из монастыря св. вмц. Екатерины в бедуинскую деревню Санта Катарина. От нее и начинается тропа в горное ущелье.
Дорога в ущелье идет вверх-вниз по горам, спуски и подъемы довольно сложные. В начале пути местные жители настойчиво советуют взять верблюда.
Поэтичное описание пути из заметок паломников, побывавших здесь:»Паломническая тропа от деревни Санта Катарина уходит на запад в сторону материкового Египта, в противоположно направлении от Красного моря. Тропа четко обозначена следами бесчисленных паломников и плавно набирает высоту, играя перепадами вверх и вниз, и петляя вдоль русла пересохшего потока Фола. Солнце нещадно палит в любое время года. Вода встретится только раз у заброшенного монастыря Косьмы и Дамиана, и пригодность ее для питья вызывает сомнение. Два с половиной часа, а то и три пути к пещере. Иисусова молитва помогает не замечать усталости, жажды и других превратностей путешествия. Невероятной красоты живописные пейзажи окружающих гор служат вознаграждением за труды. Такие природные картины горного Синая невозможно сравнить ни с чем. Общий красно-коричнеый фон склонов и вершин с множественными блесками отражений кварцевых граней, вкрапление минеральных слоев красного, зеленого, черного цветов, резкие контуры хребтов в контрасте с ярко синим небом. В конце тропы крутой траверс вверх и влево и мы у цели. Гигантские нависшие валуны венцом нависают над входом в келию.»
На полпути к Пещере расположена Темница. О ней пишет Иоанн Лествичник в Пятой ступени «Лествицы». Это место скорби о грехах, особых подвигов покаяния. Делаем здесь привал и читаем отрывки из «Лествицы», посвященные покаянию.
В начале прошлого века насельники монастыря св. вмц. Екатерины вблизи пещеры Иоанна Лествичника отстроили небольшой храм во имя св. пророка Иоанна Крестителя- небесного покровителя св. Иоанна Лествичника.
поем молитвы
И наконец цель нашего пути -келья преподобного:
О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонтаи Марии. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние».
В монастыре можно получить ключ от кельи святого и пройти внутрь. В келье находится каменное ложе святого и небольшой каменный алтарь с иконами.
Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но — умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. «Я не постился чрезмерно, — говорит он сам о себе, — и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня». Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.
Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Вокруг кельи стоит сильный запах нагретых на солнце трав — особенно ярко благоухает синайская полынь.
Неподалеку находится небольшой скит, в котором раньше жила французская монахиня Мария, скончавшаяся несколько лет назад. Сейчас в скиту обитает отшельник, иеромонах монастыря св. Екатерины. Мы неожиданно нарушили его покой, зайдя всей группой в гости, и были встречены очень радушно. Прервав свои занятия, отец Симеон напоил нас водой и угостил лукумом. Быт отшельника:
Плоды рожкового дерева (на вкус как картон) :
Подкрепив свои силы мы спускаемся обратно к бедуинской деревне.