В мае состоялась паломническая поездка прихожан нашего храма в город Смоленск. Поездку организовал и сопровождал иерей Алексий Авдюшко.
В путь мы отправились ранним утром понедельника, на второй день Пасхи. Уставших и невыспавшихся нас на вокзале встретила представительница Смоленской епархиальной паломнической службы, очень энергичная экскурсовод Ольга.
Позавтракав в центре города и полюбовавшись на парк с памятником Василию Теркину, мы сразу отправились в центр города: в кафедральный собор города Смоленска, Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Собор возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века.
Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха : «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью».
Храм стоит на Соборной горе и поражает своим великолепием. Позолоченный иконостас высотой с девятиэтажный дом украшен тончайшей резьбой.Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х гг. резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы (позже подновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами.
Здесь находятся главные святыни города: смоленская икона Богоматери «Одигитрия», сандалии св. Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена «Положение во гроб».
Точно не известно, как попала на Русь эта древняя икона Богородицы. По преданию, её привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха. Позже икона по наследству перешла Владимиру Мономаху. Именно он в начале XII века привез её в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться «Смоленской».
Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви. Он стал покровителем города. Его доспехи — шлем, копье и сандалии — хранились в храме как великая святыня.
В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери «Одигитрия» (1602), привезенный Борисом Годуновым. Сейчас эта икона находится в правой части собора, к ней ведут две чугунные лестницы. В левой части размещена еще одна святыня — плащаница «Положение во гроб», вышитая в 1561 году в златошвейных мастерских Ефросиньи Старицкой. В храме еще есть множество святынь, мироточивые иконы.
На Светлой седмице целыми днями не умолкают колокола всех церквей, и нашим паломникам посчастливилось в этот день подняться на колокольню собора и там позвонить в колокола.
После посещения собора мы отправились на окраину города,в древнее поселение в устье реки Смядынь , где на слиянии одноименной речки и Днепра, находится место, высоко чтимое всеми православными. Именно здесь, судя по летописям, в 1015 году был убит муромский князь Глеб, один из сыновей святого равноапостольного князя киевского Владимира.Здесь в 1015 году разыгралась трагедия, навсегда вошедшая в нашу историю и давшая Русской православной церкви одного из первых и наиболее почитаемых святых мучеников – князя Глеба
На Смядыни в первой половине XII в. был основан Борисоглебский монастырь. В 1145 г. святым благоверным князем смоленским Ростиславом Мстиславичем здесь заложен каменный собор. Сейчас на этом месте стоит маленький деревянный храм.
На месте мученической кончины святого Глеба был вырыт колодец, вода которого приобрела целебную силу. По преданию, омывшись водой из колодца, прозрели ослепленные в междуусобице рязанские князья Мстислав и Ярополк. Слух о чудотворном источнике разнесся по всей Руси. Сюда начали стекаться тысячи паломников.
Борисоглебский монастырь стал крупным духовным центром. В 1191 г. князь Давид Ростиславич привез на Смядынь для почитания «ветхие гробы» Бориса и Глеба. С тех пор Смядынь стали называть «вторым Вышгородом».
К сожалению, сегодня на месте монастыря сохранились только остатки каменных фундаментов.
Дальше нас ждала одна из самых чудесных и древних церквей Смоленска -церковь Михаила Архангела 1194 года постройки.Это одна трех церквей домонгольского периода.Храм был построен в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, поставившего своей целью затмить масштабами и красотой все церкви в округе. В летописях того времени встречаются восхищенные отзывы о Свирской церкви, поражавшей современников смелостью архитектурных решений, богатством внутреннего убранства и особенно выигрышно смотревшейся на фоне приземистых деревянных строений.
Распространенное в народе название церкви Свирская, историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.
Храм сильно пострадал во время многочисленных войн, но по прежнему поражает своим величием. В замечательной акустике храма с удивительной красотой и силой прозвучали пасхальные песнопения в исполнении трио о. Алексия, Владимира и нашего экскурсовода Ольги.
Еще одна древняя церковь домонгольского периода :церковь Петра и Павла на Городянке. Она была построена в 1146 году, в годы правления князя Ростислава Мстиславовича, в его резиденции за Днепром. Одноглавый четырехстолпный храм сложен из тонкого, плоского кирпича – плинфы, и богато украшен резными деталями: полуколонками, изящными фризами. При этом сам храм выглядит мощным и крупным, за счет своих пропорций и высокого, широкого светового барабана с двенадцатью узкими арочными окнами. Пол был устлан глазурованной керамической плиткой, стены и своды богато расписаны
Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь.
Основание Авраамиевскому монастырю положено задолго до построения крепостной стены, когда это место находилось вне города и занято было огородами; первый епископ Смоленский Игнатий, купив место у жителей, поставил на нем церковь во имя Положения честныя ризы Пресвятыя Богородицы и собирал при нем братию. От имени церкви самый монастырь назван был Богородицким, и первым настоятелем его, по назначению епископа, был преподобный Авраамий, в сане архимандрита.
Рядом с монастырем находятся крепостные стены , неоднократно защищавшие город от захватчиков.
Вход на стены довольно разбитый и запущенный, но желание прикоснуться к истории взяло верх над осторожностью и брезгливостью, и большая часть нашей группы забралась наверх.
Несколько часов свободного времени все провели по-разному. Большая часть группы отправилась с Ольгой по памятным местам, связанным с войной 1812 года, кто-то поужинал в местных кафе, кто-то пошел в исторический центр города, посмотреть на Днепр.