В субботу 20 февраля состоялась паломническая поездка в монастыри и храмы Подмосковья.
Первым мы посетили Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быково — знаменитый памятник русской псевдоготики XVIII века.
Радушие и доброжелательность, с которыми нас принимали в прошлый раз в Гуслицокм монастыре, подвигли нас посетить это святое место второй раз.
Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан в 1858 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. По мысли святителя, обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей. Первым строителем и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря стал игумен Парфений (Агеев). Выбирая место для будущей обители, игумен Парфений обратил внимание на деревянную Преображенскую церковь, основанную еще митрополитом Московским Фотием в XV веке. Местные жители поведали строителю и миссионеру старинное предание о монастыре, который до татарского нашествия находился на противоположном берегу реки Нерской. Именно здесь игумен Парфений и начал возведение обители.
Монастырское хозяйство называли образцовым. Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь выделялся своим строгим уставом; на его территорию женщин не пускали. Духовное устроение и развитие монастыря происходило под наблюдением митрополита Филарета. В таком процветающем состоянии монастырь просуществовал до эпохи установления богоборческой власти.
За время существования обители ее посетили святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Макарий (Невский), священномученик Владимир (Богоявленский). В Гуслицком монастыре, в свою бытность благочинным монастырей Московской епархии, регулярно бывал также прославленный ныне в лике святых архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья.
В соборе после Пасхи будут проводить полную реконструкцию, так что интерьеры эти мы видели последний раз.
После монастырской трапезы мы отправились в город Егорьевск в Троицкий Мариинский женский монастырь. История Егорьевского Троице-Мариинского нештатного общежительного монастыря тесно связана с семьей Бардыгиных.
«Настоящим «отцом города», оставившим о себе глубокую память, стал во второй половине XIX в. купец-фабрикант 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Никифор Михайлович Бардыгин.
С первых дней его избрания городским головою в 1872 г. целиком посвятил себя городу, его развитию и благоустройству. «Служите родному вашему городу, а с тем вместе и великому нашему Отечеству», — призывал Н. М. Бардыгин. Он считал, что город должен быть удобен для жизни людей, и строил его, исходя из реальных средств, из подручных материалов.
По мысли Бардыгина, в городе должно быть место и дело дворянам и купцам, чиновникам и мещанам, белому духовенству и монашеству, учителям и художникам, библиотекам и клубам, рабочим и крестьянам, полицейским и солдатам, «убогим и сирым». В нем не должно было быть места пьяницам, ворам, жуликам и нищим. Эти идеалы Бардыгин настойчиво осуществлял во время своей службы в городской думе.
Когда городское общество избирало купца 2-й гильдии Никифора Михайловича Бардыгина городским головою, оно верило, что он употребит все свои знания, опыт и энергию на возрождение города после сильного пожара 1868 г., когда в огне было уничтожено две трети Егорьевска. Потребовалось заново спланировать город и начать его возведение с учетом новых потребностей. Бардыгин неоднократно ездил в Москву и Санкт-Петербург, знакомился с городским хозяйством.
В 1860—1890-е гг. в Егорьевске появились многочисленные промышленные заведения, торговые точки, жилые дома.Фабрик и заводов — 31, их производство составляло 4 млн руб.
Появились библиотека, клуб, общественный сад, пожарная команда, водопровод, телеграф. Заново были выстроены здание городской управы, казначейство, банк, две типографии, три фотоателье, книжные лавки. На улицах появилось газовое освещение. Улучшилось пассажирское движение по железнодорожной ветке: теперь горожане могли ездить на поезде до Рязани и Москвы.» источник
Никифор Михайлович Бардыгин вкладывал большие личные средства в благотворительность.У его жены Марии Владимировны возникла мысль учредить женскую общину при богадельне и впоследствии обратить кладбищенскую церковь в монастырь, где она предполагала провести остаток своих дней после смерти мужа (она была значительно его моложе).
При её крепком здоровье и умеренной жизни она должна была бы жить долго. Но не дожила до построения монастыря. Через пять лет внезапная болезнь свела её в могилу во цвете лет. На киоте, венчающем её могилу, были написаны слова Спасителя: «Бдите убо, яко не весте ни дне, ни часа, в онъ же Сын Человеческий приидет».
Строительство монастыря ведется полностью на средства Никифора Михайловича.В 1883 г. церковь построили. На колокольне находилось пятнадцать колоколов. Большим украшением храма и города стали башенные часы на колокольне храма, игравшие мелодию каждую четверть часа.
Росписи в храме выполнены в стиле XVII в. на золотом фоне (стены были вызолочены).
Плитка для пола была изготовлена специально в Санкт-Петербурге на заводе Виллеруа и Бох Метлах мастерами Кос и Дюрр, солея облицована белым мрамором.( Несмотря на все прошедшие плитка она сохранила свою целостность и цвет) Кирпич для отопительного калорифера привезен из Германии. Для изготовления иконостаса привезли крымскую яблоню. В оклад на иконе Божией Матери были вмонтированы все драгоценности покойной Марии Владимировны.
В 1883 г. были освящены Троицкий храм и его приделы: правый — во имя святителя Никифора Цареградского, левый — во имя преподобной Марии Египетской.
На содержание общины Никифор Михайлович внёс капитал — 30 тыс. рублей — и 265 десятин земли. Сестёр вместе со старицами-богаделками было 86 человек. В 1900 г. образован Троице-Мариинский общежительный монастырь. Три сестры Бардыгина были монахинями и одна из них:Олимпиада, стала первой настоятельницей монастыря. Шесть с половиной лет она управляла обителью, подавая всем пример величайшего смирения. Посторонние не могли отличить её от простых монахинь, она жила в скромном помещении, сестры любили её.
Музей города Егорьевска, один из лучших в Европе, тоже создавался из коллекций семьи Бардыгиных. Музей очень интересный, здесь есть уникальные экспонаты,которые вы не увидите больше нигде. Грамотные экскурсоводы, интерактивные экспозиции.
Наши прихожане смогли услышать старинные песнопения старообрядческих общин, голос Ивана Яковлевича Корейши, раскрасить вазы в стилях разных эпох, подобрать ткани к народным костюмам. В экспозиции «Волшебный сундук» можно попытаться угадать предназначение некоторых непривычных нам вещей и увидеть способы их использования. В музее будет очень интересно детям.
Икона св. Христофора была выкуплена у старообрядцев за строительство им нового храма.