Рассказ бывшего руководителя молодежной организации и алтарника нашего храма, а ныне настоятеля храма Преподобного Серафима Саровского в поселке Эвенск Магаданской области священника Владимира Зимонова об особенностях священнического служения на Крайнем Северо-Востоке страны.
МОСКВА. 5 июля — РИА Новости. Наталия Федотова. В поселок Эвенск забредают медведи, местные жители ездят на собаках, а на праздники одеваются в национальные одежды из оленьих шкур. В каких условиях совершаются православные богослужения в храме на Крайнем Северо-Востоке страны и чем компенсируется отсутствие благ цивилизации — в материале РИА Новости.
Равнение на каюра
«Первое время было необычно видеть вездеходы на гусеничной тяге — возникали ассоциации с фильмами про войну. Правда, более распространенный здесь транспорт — это различные УАЗы и мотоциклы «Урал». А самое экстравагантное, безусловно, — собачья упряжка», — рассказывает священник Владимир Зимонов, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского в поселке Эвенск Магаданской области.
От двух до четырех пар собак, специальные сани — нарты, каюр — на первый взгляд экзотика для туристов. Но для человека, живущего здесь, это не развлечение, а функциональное решение многих вопросов, связанных с доставкой необходимых грузов. «И от того, насколько хорошо налажено взаимодействие человека и животных, зависит качество выполнения поставленной задачи», — поясняет отец Владимир.
На одного жителя Северо-Эвенского района приходится почти 40 квадратных километров. Не то, что в Подмосковье, где учился отец Владимир. Он окончил Николо-Угрешскую семинарию, магистратуру и два года назад по программе распределения выпускников духовных учебных заведений приехал в один из удаленных приходов страны на берегу Шелехова залива Охотского моря. Тут по поселку гуляют медведи, и снег можно увидеть даже летом.
Старик в звериных шкурах
«Почти сразу после прибытия в Эвенск, осматривая храмовые помещения, я обратил внимание на странного старика в малахае (зимний головной убор местных народов. — Прим. ред.) и меховой обуви. Мы разговорились», — вспоминает настоятель Серафимовского храма.
Старик говорил исключительно на эвенском и плохо понимал по-русски. Но был рад видеть священника. Старейший прихожанин, в храм он ходил до последнего дня своей жизни.
«Когда он скончался, я совершал в его доме заупокойную литию, а потом стал свидетелем необычного погребального обряда. Старика, перед тем как положить в гроб, одели в национальные одежды из оленьих шкур, украшенных бисерной вышивкой», — продолжает отец Владимир.
По тундровому бездорожью
Особенно запомнилась священнику из Москвы поездка в поселок Гижигу. Восемьдесят километров по тундровому бездорожью.
Селение основано в середине XVIII века казаками, осваивавшими этот край. До революции здесь были храм и школа. В Гижиге проповедовали известные русские миссионеры: святитель Иннокентий (Вениаминов) и будущий митрополит Нестор (Анисимов), сыгравшие важную роль в просвещении местных народов. Вместе с проповедью Евангелия они открывали школы, обучая эвенов, коряков, чукчей грамоте.
В путевом журнале святителя Иннокентия сохранились сведения о гижигинском храме, его священнослужителях, заметки о прихожанах и нуждах прихода. Деревянный храм построили в 1826 году. «Вклады в церковь делаются единственно тунгусами и купцами, а от прочих жителей и особливо служащих казаков, можно сказать, нет ничего». Здание церкви «крепко и прочно», имеется полотняный иконостас с иконами «живописи хорошей». При храме служили два священника и четыре причетника. На тот момент гижигинский приход состоял из 1744 душ — эвенов, коряков, чукчей и русских.
Пурга слабому полу не помеха
«Эта зима была рекордно снежной и вьюжной. Однажды в пургу, незадолго до службы мне позвонила прихожанка и спрашивает, будет ли сегодня открыт храм. Я ответил, что службу из-за непогоды не отменяют», — говорит отец Владимир.
Однако такую сильную метель он видел впервые в жизни и едва смог дойти до церкви. «Хотя идти недалеко, я несколько раз терял дорогу — ветер и снег били в лицо, невозможно было смотреть вперед», — продолжает священник.
На службу в тот день, кроме него, пришли еще несколько прихожанок, поющих в церковном хоре. «Они проделали гораздо больший путь, чем я. Знали, что без их помощи служба может не состояться. С их стороны это был настоящий подвиг!» — подчеркивает он.
На следующий день один прихожанин оправдывался: мол, не был в церкви из-за непогоды. «Получается, то, что порой не под силу здоровому мужчине, выносят слабые женщины. Вероятно, вот такие прихожанки и спасали Церковь от полного уничтожения в годы атеистических гонений», — рассуждает отец Владимир.
Даешь регента
«От дома до храма — пять минут, от дома до аэропорта — три минуты. Из окна видно, как садятся и взлетают самолеты и вертолеты. От дома до моря — семь минут», — объясняет местную географию уставщик Татьяна Семенюк, уже двадцать лет посещающая Серафимовский храм.
Каждый прихожанин здесь незаменим. Каждый старается внести посильную лепту в общее дело. Кто-то поет, кто-то читает во время богослужения, кто-то остается потом на уборку, кто-то занимается благоустройством и украшением храма и прилегающей к нему территории.
За 20 лет тут сменилось около десяти священников, не считая единичных визитов. «Только привыкнешь к батюшке, к его требованиям к службе, как уже пора прощаться», — сетует Татьяна.
«Около трех лет жили без настоятеля. Тогда служили мирским чином (соборное чтение верующими молитв и Священного писания, но Литургия не совершается. — Прим. ред.). Редко на неделю-две присылали священника из Магадана. Помню, как-то больше года были сами по себе. И что удивительно: ни исповеди, ни причастия, но чувствуешь, что Господь рядом», — вспоминает она.
Сегодня насущная проблема у прихода всего одна, но серьезная — нет профессионального регента. И певчие-самоучки мечтают, чтобы нашелся волонтер — приехал бы на несколько месяцев, подучил их.
«Церковь-лечебница»
В поселке все друг друга знают. «Если ходишь в храм, ты — объект всестороннего изучения твоих нравственных качеств. По тебе часто судят и о приходе, и о всей Церкви. Это обязывает. Попробуй объясни, что Церковь — это лечебница и как раз грешникам в нее дорога, только благодаря ей и начинаешь все больше и больше видеть свои грехи», — говорит Татьяна.
По традиции в июле прихожане Серафимовского храма устраивают крестный ход в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение». Маршрут от поклонного креста до поселка — около 40 километров — проходят даже дети и 80-летние бабушки.
«Многое, что есть в городе и чего может недоставать здесь городскому жителю, с лихвой компенсируется высотой человеческих отношений и красотой природы», — уверен настоятель Серафимовского храма в поселке Эвенск.