Зачем православному человеку знать историю и культуру своего города, деревни, посёлка, края, отечества? Не достаточно ли знать и любить своё Отчество на небесех? Не призывают ли святители Русской Православной Церкви к непрестанной молитве этому горнему Отечеству как высшему деланию в свободное от трудов время? Не лучше ли «на худой конец» славить нерукотворную архитектуру «высшего Иерусалима», а не делание падшего человека, названное им же (падшим существом) высоким словом — «культура»?
В среду, семнадцатого июня две тысячи девятнадцатого года, в семь часов тридцать минут молодёжная группа православного храма Всех Святых на Соколе «Лествица» во главе с нашим отцом Павлом собралась у нулевого километра столицы России – города Москвы, чтобы разобраться с этими вопросами. Клирик храма, иерей Алексей Авдюшко на правах коренного москвича согласился рассказать о том, «откуда есть пошла» «Русь московская» и что скрывает заветренное и потёртое подошвами сотен тысяч пешеходов сердце столицы.
О вопросах, волнующих пытливые умы лествичников, отец Алексей не догадывался и начал рассказ с описания картины, которая предстала перед слушателями у ворот Московского Кремля. А картина нарисовалась неприглядная. Каменная брусчатка вдруг скрылась под слоем насыпной земли, и чуть ниже того места, где мы стояли, у подножия памятника Жукову, начала подниматься вода. Отец Алексей пояснил, что раньше здесь был ров, который с начала XVI века огибал стены Кремля со всех сторон и являлся преградой при нападении врагов. Он также соединял реку Неглинную с Москвой-рекой. Мало кто задумывался, прогуливаясь у стен Кремля по Александровскому саду, что где-то под ногами, замурованная в трубе, пульсирует последняя артерия Великого княжества Московского, повидавшая на своём веку немало побоищ, потушившая немало пожарищ, принявшая в своё лоно доблестных воинов, честно сложивших головы на поле брани.
Заметив угрюмые выражения лиц лествичников, отец Алексей поспешил провести нас по улицам уже совсем незнакомого города. Не пройдя и десятка шагов за воротами Кремля, все остановились у небольшой улицы, «бесцеремонно» пересекавшей Красную площадь. Тут и там шныряли обозы с провизией, по большей части покрытые тряпками, так что нельзя точно разглядеть, чем они наполнены, ходили препоясанные мужики в льняных рубахах, а справа, в конце улицы, красовался храм Святителя Николая, в честь которого и была названа улица – Никольская.
Вдруг тучи сгустились, начался моросящий дождь, который усиливался с порывами ветра, порой захлёстывая за воротник, и образы храма растворились за мокрой стеной. Отец Алексей только угрюмо вздохнул и проговорил: «Хотели восстановить, но…»
Чтобы укрыться от дождя, лествичники дружно засеменили за батюшкой вдоль Никольской и, огибая прохожих, юркнули в какой-то уютный дворик между стен Заиконоспасского монастыря. Этот монастырь, как пояснил отец Алексей, был центром не только духовного, но и светского просвещения. Так, в его стенах зародилась и существовала Славяно-греко-латинская академия, воспитанником которой являлся великий русский учёный – Михаил Васильевич Ломоносов, символ простоты и прямоты русского характера, а также пытливости ума русского народа.
Мало кто знает, но Заиконоспасский монастырь, существующий с XVI века, и поныне является действующим. За тяжёлой металлической дверью с современным кодовым замком от шума и суеты, горьких и ванильных запахов кафе и закусочных, расположенных на месте ранее существовавших трапезных, пёстрых и звенящих сувенирных лавок, толп косноязычных туристов сокрыта великая тишина, в которой человек соединяется с Богом.⠀
Дождь усилился, начало вечереть и холодать, когда лествичники оказались на ступеньках одного из маленьких храмов, скрытых в закоулке Никольской от людских взоров, — храма Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье. Храм многоярусный, узенький, чисто белёный, с множеством петуний и других вьющихся растений у стен и на крыше притвора. Внутри немного сумрачно от тусклых ламп, но тепло, пахнет свечами и ладаном. Крутая узкая винтовая лестница из дерева ведёт в основную часть храма, напоминающую небольшой квадрат человек на 20, устланный мягкими ковриками. Чуть ближе к алтарной части храма — квадрат ещё меньше. Здесь, справа, чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы в добротной оправе из тёмного дерева. Храм начинает свою историю с XVII столетия, когда в нём совершалось освящение отпечатанных книг. И хоть стены храма неоднократно перестраивались, как знать, сколько российских царей приложились к этой древней иконе, прося заступничества Пресвятой Богородицы для своего народа?
Настоятель храма предложил приложиться к ней и лествичникам, что ребята с благоговением поспешили сделать, а затем помазал всех елеем.
Так, колеся по переулкам центра Москвы, отец Алексей показывал нам совершенно незнакомый город. То тут, то там перед лествичниками вставали многокупольные храмы и маленькие пёстрые церквушки. Одни из них так и продолжали стоять в одиночестве, пёстрые, нарядные, подсвечивающие вечернюю Москву, в то время как Лествица постепенно скрывалась в узких переулках. Другие сразу растворялись за спинами ребят, как только они снова продолжали свой путь, а на их месте возникали дубы, липы или бурлящие поющие фонтаны. Тогда отец Алексей снова угрюмо вздыхал и бормотал: «Выкинули на помойку даже неизученный памятник истории своего отечества…»⠀
Сколько же таких невесёлых историй пришлось услышать о пропавших православных храмах, уничтоженных не огнём, не мечом врага, и даже не прагматизмом большевистской власти, а «православной» властью современной России!
За это ли боролись москвичи и нижегородцы во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, освобождая Москву от поляков?
Ради этого ли русские войска во главе с великими полководцами Михаилом Илларионовичем Кутузовым, Александром Васильевичем Суворовым постились и молились за родное Отечество, за Россию, за Москву, а после шли в бой?
Интересно, как бы отреагировали главнокомандующие войсками, к примеру, современной национальной гвардии, если бы в устав таких войск была внесена обязанность соблюдения поста? Да что там войска, готовы ли мы, «гражданские православные», не в форме, выдержать хотя бы три дня поста ради своего отчества? Не для фигуры (как это делают многие милые дамы, ожидая награду «на небесех», а прекрасную фигуру здесь, на земле), не для здоровья, а просто ради спасения Отечества, в грехе погрязшего? Да так, чтобы в молитве за отечество все три дня? Ах, кажется, если бы мы только один день сумели провести в таком посте и молитве, многих бед и скорбей могли бы избежать…
А тем временем дождик прекратился, серые тучки зарозовели отблесками заката, и Лествица во главе с отцом Алексием и отцом Павлом, как будто перенеся вместе какое-то небольшое испытание, уже мирным шагом в глубокой задумчивости прогуливалась по современному парку «Зарядье», хотя вокруг были совсем не современные виды. Отец Алексей пояснял, что не так давно, ещё в XIX веке, на этом месте были многолюдные улицы с множеством домов, огородиками и садами, никакого Крымского моста не было, зато от Спасской башни спускался откидной Спасский мост, построенный по образу мостов, ведущих к замкам Средневековой Европы.
В результате этой захватывающей экскурсии по старой Москве, лествичники нашли для себя ответ на вопрос, зачем православному человеку знать историю и культуру своего отечества, а после ещё долго пили кофе, делились впечатлениями и мыслями…
P.S: Лествица ещё раз благодарит отца Алексея за увлекательную прогулку и интересный рассказ. И большое спасибо нашему отцу Павлу за организацию таких замечательных встреч для молодёжной группы «Лествица», после которых находишь ответы даже на самые сложные вопросы: кто ты и почему ты именно такой?
Автор статьи: Дарья Припачкина
Хотелось бы обратиться к автору настоящей статьи, Дарье Припачкиной, с пожеланием при написании очерков более тщательно подбирать лексику. Простите, но мне эти слова: «Отец Алексей только угрюмо вздохнул и проговорил» и «…отец Алексей снова угрюмо вздыхал и бормотал» показались нетактичными!