Во вторник в нашем храме было совершено таинство Соборования. Фотографии и пояснения таинства:
Соборование – это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные. Таинство называется соборованием, потому что его в идеале должен совершать «собор» из семи священников
Это таинство имеет несколько наименований : Соборование – потому, что в этом Таинстве принимает участие «собор», то есть несколько священнослужителей.
Елеосвящение – потому, что во время Таинства мы помазываем больного освященным елеем (маслом).
1. Приготовление к совершению Таинства
Перед совершением Таинства устанавливается стол, на котором поставляется блюдо с пшеницей (зернами), полагается крест и Евангелие. Зерна символизируют новую жизнь после выздоровления, а также после всеобщего воскресения. Крест и Евангелие напоминают нам о незримом присутствии Самого Господа Иисуса Христа. В блюдо с зернами водружаются семь свечей – по числу совершителей Таинства, которые зажигаются во время освящения елея. Также поставляется сосуд, который наполняется елеем, служащим видимым знаком благодати исцеления (Мк.6,13), в соединении с вином – в воспоминание врачевства, употребленного в евангельской притче самарянином (Лк.10,34).
Священники, облачившись в фелонь, становятся около стола. Первый из священников совершает каждение, после чего обратясь к востоку, произносит возглас: «Благословен Бог наш…»
2.Последование молебного пения
Последование молебного пения представляет собой сокращенную утреню, совершаемую во дни поста и покаяния. После обычного начала читается псалом 142, повествующим об унылом пребывании человека на земле, а также выражающим душевную жажду в общении с Богом. Этот псалом представляет собой сокращение шестопсалмия.
Произносится малая ектения, поется «Аллилуиа» (как во все покаянные дни), далее тропари «Помилуй нас Господи, помилуй нас…». После этого читается псалом 50 – псалом, который является плачем души, кающейся о своих грехах. Далее поется канон, творение Арсения, епископа Корфского (IX в.), по завершении которого поется «Достойно есть» и читается эксопостиларий. Далее поются стихиры, в которых испрашивается у Бога исцеление душевных и телесных недугов.
После стихир читается «Трисвятое по Отче наш» и поется тропарь «Скорый в заступлении…»
3.Освящение елея
Произносится ектения: «Миром Господу помолимся». В этой ектении испрашивается благословение елея «силою и действом и наитием Святаго Духа». После ектении следует приготовление елея для освящения, для чего священник должен влить вино в сосуд с елеем, стоящий на пшенице и смешать их затем лжицей.
Первый из священников читает «Молитву елея над кандилом», в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. «Священницы же прочии тихо купно с ним чтут молитву туюжде» (см. Требник).
В то время, когда читается эта молитва, поются Тропари – Господу Иисусу Христу, апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученику Димитрию Солунскому, великомученику и целителю Пантелеимону, святым безсребренникам, апостолу Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице.
Теперь совершается первое помазание больного освященным елеем: первый иерей, взяв в руку стручéц, обмакивает его в елей и крестообразно помазывает лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки болящего. При этом читается молитва: «Отче Святый, Врачý душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего (рабу Твою, имярек) от обдержащия его (ея) телесныя и душевныя нéмощи и оживотвори его (ю) благодатию Христа Твоего, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, предстательствы Честны΄х Небесных Сил бесплотных, силою Честнáго и Животворящаго Креста, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и целителей бессребреников Космы΄ и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых.
Яко Ты еси Источник исцелений, Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Единородным Твоим Сыном, и Единосущиым Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Что делать с елеем?
Освященным елеем, полученным после соборования, во время болезней помазывают часть тела, которая беспокоит, а также добавляют в пищу как и зерно. Салфетки, которыми отирается елей, необходимо сжечь, а пепел закопать в месте, которое не бывает попираемо (например, в лесу под деревом).
По материалам сайтов Азбука веры и сайта храма св. Александра Невского г. Зеленоград.