История храма всех Святых во Всехсвятском
С 1939 по 1946 год храм был закрыт. В 1992 году получил статус патриаршего подворья. Храм расположен в районе Сокол Северного административного округа города Москвы.
Престольные праздники
— Главный праздник — Всех Святых (первое воскресенье после Пятидесятницы);
— Cвв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (30 сентября);
— Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (16 февраля);
— Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (6 ноября).
Предыстория
История храма всех Святых тесно связана с историей древнего подмосковного села Всехсвятского, первоначально носившего имя Святые Отцы (ныне это район Сокол). О том, когда село было основано, нет единого мнения. Некоторые историки полагают, что годом основания села можно считать 1398 год. К этому году относится упоминание древнего монастыря, который дал название образовавшемуся около него посёлку, — «село Святые Отцы на речке Ходынке». Об этом монастыре известно очень немного. По одной из версий, монастырь был освящён в честь Святых Отцов VII Вселенского Собора. Согласно другой версии, в том монастыре находился Храм во имя всех Святых. Неясно также, когда этот монастырь был упразднён. Другие источники говорят, что впервые село было упомянуто в 1498 году в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева (сохранились документальные подтверждения этой даты).
В 1608 году во время войны с Лжедмитрием II в селе стояли лагерем войска царского воеводы Скопина-Шуйского. После внезапного нападения Лжедмитрия II правительственная армия отступила, и самозванец ненадолго занял село. По преданию, перед бегством он зарыл в селе свои сокровища. События Смутного времени привели к тому, что село было почти полностью разорено. Писцовая книга 1624 года описывает эту местность как пустошь, «что было село Святые Отцы на речке на Ходынке».
Во второй половине XVII века село Святые Отцы становится вотчиной боярина Ивана Михайловича Милославского, одного из главных инициаторов первого стрелецкого бунта. По инициативе Милославского в 1683 году была построена небольшая каменная Церковь во имя всех Святых, после чего село стало официально именоваться Всехсвятским. Позднее село перешло в собственность детей грузинского царя Арчила II, с 1695 года — Александра Арчиловича, а с 1711 года — Дарьи Арчиловны.
Основание храма
Царевна Дарья Арчиловна была инициатором строительства во Всехсвятском новой Церкви, которая и дошла до наших дней. Она подала в Синодальный казённый приказ прошение следующего содержания: в прошлых годех в подмосковной моей вотчине, в селе Всехсвятском построена церковь каменная, самая малая, во имя всех Святых и та обветшала, отчего в ней и служить не без опасения, а ныне я по обещанию своему желаю оную Церковь разобрав построить вновь, да в ней два придела Всем Скорбящим Богородицы, да Святаго Симена Богоприимца и Анны Пророчницы, и чтобы указом повелено было оную старую Церковь разобрав построить вновь и с приделы каменную же и о строении дать указ.
В июле 1733 года был выдан указ о строительстве Церкви. На время проведения строительных работ рядом была устроена полотняная Церковь во имя Богоявления Господня. К осени 1733 года были построены и освящены оба придела Церкви: в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и в честь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В сентябре 1736 года был освящён основной Храм.
Известно, что придел Храма — Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы — освятили во имя небесных покровителей императрицы Анны Иоанновны, которая перед коронацией останавливалась в селе Всехсвятском. По одной из версий, Дарья Арчиловна сделала это, чтобы избежать опалы.
XVIII — начало XIX века
Службы в Храме вплоть до присоединения Грузии к России в 1783 году велись на грузинском языке. Вплоть до начала XX века в Церкви проводились как русские, так и грузинские церковные обряды. Около Храма существовало грузинское кладбище. Клировые ведомости за 1788 год отмечали, что внутри храма полиняла настенная живопись и штукатурка. В 1798 году Храм Всех Святых поновлялся, в нём был устроен иконостас, а на левом клиросе — царское место.
В 1812 году храм был разорён наполеоновским войском. Французские солдаты устроили в нём стойло для лошадей. Но уже на следующий год начались работы по восстановлению Церкви. Основной престол был освящён в 1813 году, а приделы — в 1815 году. Церковная ведомость 1822 года сообщает, что Церковь имеет ветхую крышу, но «утварью достаточна и внутренним украшением благолепна». В 1838 году в холодной Церкви поновлялась живопись. В 1860 году в тёплой Церкви был сделан позолоченный иконостас.
Вторая половина XIX — начало XX века
Во второй половине XIX века начинается быстрый рост населения села Всехсвятского. В 1880-х годах во Всехсвятском проживало около 400 человек и ещё 700 человек прихожан приходили из соседних селений, в связи с чем появилась необходимость расширить помещения Храма. В июне 1884 года храм осматривал митрополит московский Иоанникий (Руднев). После посещения Церкви он отметил, что она «низка, темна и, несмотря на все старания, по самому своему внутреннему устройству крайне холодна и грязна, при большом стечении молящихся стены её очень потеют и с них буквально льёт вода». Митрополит Иоанникий постановил в ближайшем времени заняться ее переустройством. В том же году начались реставрационные работы в холодной Церкви. Иконописцем Соколовым был возобновлён иконостас и вновь расписаны стены.
Храм всех Святых на Соколе конец XIX века
Проект перестройки храма разработал в 1886 году академик архитектуры А. П. Попов. В том же году была расширена трапезная и обеспечен более благоприятный воздухообмен. Пилоны трапезной были разобраны, наружные стены передвинуты на 2 метра. Свод Церкви был полностью перестроен, таким образом, он стал выше почти на 4 метра.
К началу XX века население Всехсвятского насчитывало уже более 1300 человек. В 1902 году начались новые работы по расширению Церкви. Проект перестройки разработал архитектор Н. Н. Благовещенский. Предусматривался снос старых стен трапезной и значительное её расширение. Были сделаны более широкие окна, дававшие достаточно освещения.
Была открыта Церковно-приходская школа.
Советский период
В 1917 году Храм всех Святых оказался в черте города Москвы. В 1923 году были попытки закрыть Церковь и передать соседней фабрике под клуб. Однако Церковь сохранилась, примкнув к движению обновленцев. Службы в Церкви совершались по обновленческому обряду, и количество прихожан стало постепенно уменьшаться. В 1939 году Храм был закрыт, а его пятиярусный иконостас публично сожгли во дворе.
Внутри Храма расположили склад.
В 1945 году местные жители добились разрешения открыть Храм, и уже к Пасхе 1946 года он был вновь освящён. Во многом открытию Храма поспособствовала сподвижница Елизаветы Фёдоровны и бывшая глава санатория «Ромашка» О. И. Богословская. Она писала во все инстанции, даже Сталину, о необходимости открыть Церковь. Неоднократно бывала на приёме у Калинина.
1960-е годы
Богословская связывалась с грузинскими писателями и поэтами, указывая, что Храм представляет собой памятник российско-грузинской дружбы. После открытия Церкви прихожане избрали её старостой.
В 1946 году в Храме был установлен новый иконостас. В 1960-х годах возобновлена живопись. В 1979 году после долгого перерыва вновь зазвонил колокол. В 1970-х годах Храм перекрашивали в красный цвет, согласно церковным канонам. Но в 1980-х по просьбе прихожан Храму вернули его прежний, жёлтый цвет.
В советское время у Храма было очень много прихожан. В 1970-х годах его приход был самым большим в Москве. По воспоминаниям очевидцев, в некоторые дни, когда в Храме шла раздача святой воды, очередь за ней тянулась более чем на километр. Основной причиной популярности был тот факт, что на севере и северо-западе Москвы почти не было других действующих православных Храмов.
Современный период
В 1992 году Храм получил статус патриаршего подворья. В марте 2005 года главное управление охраны памятников Москвы передало патриаршему подворью здание Храма и дом причта в безвозмездное пользование под культовые цели. После 2000 года в Храме проходила реставрация. Обновлялась живопись, проводились внешние фасадные работы. На колокольню были установлены куранты. Снаружи Церковь была украшена мозаикой. Кроме того, на территории Церкви был построен новый двухэтажный приходской дом, в котором разместилась воскресная школа и церковная лавка. В одном из помещений старого приходского дома был устроен крестильный Храм, освящённый в 2007 году в честь Богоявления. Сам же Храм всех Святых на Соколе был заново освящен и 16 февраля 2007 года Святейший Патриарх Алексий II возглавил службу Великого Освящения Храма.
Архитектура
Архитектура церкви относится к раннему барокко и является промежуточным звеном между храмами Петровского времени и развитыми барочными постройками середины XVIII века. Для церквей этой эпохи характерны тяжеловесные пропорции.
Церковь имеет трёхчастное продольно-осевое построение «кораблём». Архитектура здания относится к распространённому типу «Восьмерик на четверике». К четверику (основному объёму) примыкает такой же ширины двухпредельная трапезная, полукруглая апсида и колокольня. Перекрытый сомкнутым сводом восьмерик не играет существенной роли в объёмной композиции Церкви. Он опирается на стены четверика и на ступенчатые тромпы. Снаружи восьмерик воспринимается как постамент для купола. В своде Храма имеются большие ложные окна-люкарны, появившиеся, по одним данным, в начале 1900-х[ а по другим — в конце 1940-х годов (в 2000-х годах люкарны были заделаны и расписаны снаружи). В стенах трапезной имеются большие полукруглые окна, между которыми расположены боковые пилястры и горизонтальные карнизы.
четверик Храма
Колокольня Всехсвятского Храма имеет три яруса и построена полностью в стиле московского зодчества начала XVIII века. На двухъярусное основание колокольни опирается восьмигранный столп. В нём имеются узкие арочные проёмы звона. Характерной чертой колокольни являются полуглавия в тимпанах, которые зрительно смягчают переход от четверика к восьмерику. Лестница на колокольню начинается в толще западной стены трапезной и имеет самостоятельный вход снаружи. Колокольню Храма часто называют одной из «пизанских башен» Москвы — она имеет наклон около 5 градусов. Существует мнение, что наклон колокольни произошёл вследствие влияния вод речки Таракановки, заключённых в коллектор, близости метро и особенностей здешних песчаных почв.
Храм подвергался значительным перестройкам. Первоначально в трапезной располагались четыре круглые колонны, на которые опирался свод. В 1886 году по проекту архитектора А. П. Попова трапезная была перестроена: колонны убраны, возведён единый свод, повышены стены. В 1902—1903 годах по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского трапезная вновь перестраивалась: были расширены боковые приделы.
Интерьер
Внутри храм имеет настенную роспись. Самая большая в церкви живописная композиция — «Собор Всех Святых» — расположена над главным иконостасом. Она была выполнена в конце 1940-х годов в васнецовском стиле. На композиции изображены православные святые в молитвенном предстоянии. Среди них почитаемые в Грузии святые: Нина, Тамара и Дарья. На стенах восьмерика, на своде храма и в апсиде сохранилась масляная живопись, выполненная в 1884 году в манере позднего академизма. Часть росписей храма была выполнена в 1960-х годах.
Центральный резной иконостас был изготовлен в конце 1940-х в псевдорусском стиле. Он имеет три яруса. Тогда же были изготовлены и иконостасы боковых приделов. Цвет иконостасов — бело-кремовый с позолотой. В западной части трапезной над входом расположены хоры. На стенах Храма сохранилось несколько мемориальных досок, посвящённых похороненным здесь священникам и представителям грузинских княжеских родов.
Кладбище
Кладбище при Церкви Всех Святых известно с XVIII века. Здесь были похоронены многие представители грузинских княжеских родов (Багратионы, Цициановы и другие). По некоторым данным, на Всехсвятском кладбище похоронен грузинский писатель Сулхан-Саба Орбелиани. В конце XIX века на этом кладбище хоронили зажиточных крестьян. При этом древние могильные плиты зачастую уничтожали или переставляли с места на место.
Кладбище существовало до 1982 года, после чего было уничтожено по распоряжению о ликвидации кладбищ в черте Москвы. Тем не менее до наших дней сохранились некоторые надгробные плиты. Среди них — надгробие князя Ивана Александровича Багратиона (1730—1795). Памятник поставил на могиле его сын, полководец Пётр Иванович Багратион. Монумент представляет собой каннелированную пирамиду на высоком постаменте. Надгробие И. А. Багратиона неоднократно меняло своё местоположение. Сейчас оно установлено с севера от Храма около мемориала «Примирение народов». Надгробный памятник И. А. Багратиона относится к памятникам истории федерального значения.
Мемориал «Примирение народов»
Мемориал «Примирение народов России, Германии и других стран, воевавших в двух мировых и гражданской войнах» был установлен в 1994—1998 годах на территории храма Всех Святых по инициативе группы ветеранов Великой Отечественной войны и других частных лиц. Он включает в себя несколько мемориальных плит и крестов, посвящённых жертвам Крымской, Балканской, Русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Первой чеченской войн, а также жертвам красного террора, представителям Белого движения и казакам. Часть памятников была первоначально установлена на территории бывшего Московского городского Братского кладбища, а затем перенесена к Храму всех Святых.
Настоятели
- 1736 — 1745 протоиерей Георгий Гарсеванишвили
- ? — 1879 иерей Иоанн Глинков
- 1879 — 1885 протоиерей Никанор Румянцев
- 1885 — 1886 иерей Сергей Розанов
- 1887 — 1890 иерей Пётр Орлов
- 1890 — 1900 (?) иерей Василий Виноградский
- 1900 — 1904 протоиерей Сергей Лебедев
- 1904 — ? иерей Александр Терновский
- 1946 — 1948 протоиерей Вениамин Платонов
- 1953 — 1955 протоиерей Михаил Голунов
- 1956 — 1959 протоиерей Павел Говоров
- 1959-1961 — протоиерей Димитрий Введенский
- 1961 — 1971 (?) протоиерей Аркадий Станько
- 1978 — 1995 протоиерей Анатолий Казновецкий
- 1995 — 2000 высокопреосвященный Тихон (Емельянов), епископ Бронницкий, викарий Московской Епархии
- 2000 — н.в. протоиерей Василий Бабурин
СВЕДЕНИЯ О ДУХОВЕНСТВЕ
КЛИРИКИ ХРАМА ВСЕХ СВЯТЫХ ВО ВСЕХСВЯТСКОМ МОСКОВСКОГО УЕЗДА (1680-е – 1720-е гг.)
СВЯЩЕННИКИ
Имя |
Даты жизни |
Время служения при храме
|
Источники |
Кирилл Иванов (вероятно, первый настоятель храма Всех Святых, построенного в 1683 г.)
|
|
упоминается в 1685
|
1. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание села Всехсвятского, Московской губернии и уезда. С 1398-1898 г. М., 1898. С. 10.
|
Леонтий Степанов
|
родился около 1650 |
упоминается в 1700, 1710
|
1. РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 253. Л. 205. 2. Токмаков И.Ф. Указ.соч. С. 17, 20.
|
Давид Павлов |
родился около 1688 |
упоминается в 1720-е |
1. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1818. Л. 670. 2. Токмаков И.Ф. Указ.соч. С. 20-21.
|
ДИАКОНЫ
Имя |
Даты жизни |
Время служения при храме
|
Источники |
Дмитрий Михайлов
|
родился около 1684 |
упоминается в 1710 |
1. РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 253. Л. 205. 2. Токмаков И.Ф. Указ.соч. С. 17, 20.
|
Герасим Тимофеев |
родился около 1700 |
упоминается в 1720-е |
1. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1818. Л. 670. 2.Токмаков И.Ф. Указ.соч. С. 21.
|
ДЬЯЧКИ
Имя |
Даты жизни |
Время служения при храме
|
Источники |
Иоанн Филиппов |
|
упоминается в 1704
|
1. Токмаков И.Ф. Указ.соч. С. 21.
|
Стефан Иванов |
родился около 1670 |
упоминается в 1710 |
1. РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 253. Л. 205.
|
Афанасий Степанов |
родился около 1676 |
упоминается в 1720-е (до этого пономарь) |
1. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1818. Л. 670. 2. Токмаков И.Ф. Указ.соч. С. 21.
|
ПОНОМАРИ
Имя |
Даты жизни |
Время служения при храме
|
Источники |
Афанасий Степанов |
родился около 1676
|
упоминается в 1710 (после этого дьячок) |
1. РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 253. Л. 205. 2. Токмаков И.Ф. Указ.соч. С. 21.
|
Николай Афанасьев |
родился около 1703 |
упоминается в 1720-е |
1. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1818. Л. 670. 2. Токмаков И.Ф. Указ.соч. С. 21.
|
КЛИРИКИ ХРАМА ВСЕХ СВЯТЫХ ВО ВСЕХСВЯТСКОМ МОСКОВСКОГО УЕЗДА (1780-е – 1850-е гг.)
СВЯЩЕННИКИ
Имя |
Даты жизни |
Время служения при храме
|
Другие сведения |
Стефан Иванов |
умер до 1782
|
упоминается (уп.) 1772
|
|
Василий Михайлов
|
1724-1788 |
уп. 1782-1788 |
|
Феодор Степанов |
род. в 1770 |
1788-уп. 1795 |
сын пономаря села Мишутина Александровского уезда Владимирской губернии
|
Тимофей Яковлев |
1770-уп. 1834 |
уп. 1811-1833 |
в 1833 уволен за штат; благочинный (уп. 1816); тесть И.А. Глинкова
|
Иоанн Александрович Глинков |
1811-уп. 1850 |
1834-уп. 1850 |
сын священника села Михайловской слободы Броницкого уезда; окончил Московскую духовную семинарию; зять Т. Яковлева
|
ДИАКОНЫ (должность введена в штат в 1825 г.)
Имя |
Даты жизни |
Время служения при храме
|
Другие сведения |
Петр Филиппович Крылов |
1792-1848 (?) |
1825-1848 (?) |
произведен из дьячков этого села (см.); тесть диакона П.И. Басова
|
Петр Иванович Басов |
1848-уп. 1850 |
1848-уп. 1850 |
сын священника Московской епархии; окончил Московскую духовную семинарию; зять диакона П.Ф. Крылова
|
ДЬЯЧКИ
Имя |
Даты жизни |
Время служения при храме
|
Другие сведения |
Георгий Васильев |
1750-1791 |
уп. 1782-1791
|
|
Петр Алексеев |
род. в 1754 |
1791-уп. 1795 |
переведен от Благовещенской церкви на Тверской улице Никитского сорока
|
Николай Иванов |
1761-уп. 1819 |
уп. 1811-1819
|
в 1819 уволен за штат |
Петр Филиппович Крылов |
1792-1848 (?) |
1819 (?)-1825 |
в 1825 произведен в это село во диакона (см.)
|
Лука Гаврилов |
ум. около 1830 |
1825-1830 (?)
|
|
запрещенный священник Иван Алексеев
|
род. в 1782 |
1830-1834 |
запрещенный священник села Оболдина Московского уезда |
Дмитрий Александрович Добросердов |
род. в 1812 |
1834-уп. 1850 |
сын дьячка Московской епархии; исключен из Московской духовной семинарии; произведен в это село из пономарей погоста Бобровки
|
ПОНОМАРИ
Имя |
Даты жизни |
Время служения при храме
|
Другие сведения |
Иван Игнатов |
род. в 1759 |
уп. 1782-1784 |
в 1784 рукоположен во священника в село Берни Московского уезда
|
Сергей Михайлов |
1772-1825 |
1784-1825 |
сын священника села Салманова Звенигородского уезда
|
Андрей Николаевич Даев |
род. в 1805 |
1826-уп. 1850 |
сын священника Московской епархии; исключен из Савинского училища; переведен в это село из села Зверева Звенигородского уезда |
Источники:
- Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Фонд 51. Опись 8. Дело 333 (ревизские сказки 8-й ревизии). Листы 99-103.
- ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1505 (ревизские сказки 7-й ревизии). Л. 185-186.
- ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2352 (клировые ведомости 1850 г.). Л. 5-10 об.
- ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2645 (клировые ведомости). Л. 49 об.-50.
- ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489 (ревизские сказки 5-й ревизии). Л. 507-508 об.
Престолы и Святыни
Главный престол Храма освящён в честь праздника День всех святых. Левый (северный) придел освящён во имя святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (память 16 февраля); Правый (южный) придел — в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (память 6 ноября). В советское время в Храме появился приставной престол во имя Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.
Святыни Храма: чтимая икона Казанской Божией Матери у левого клироса, икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в иконостасе южного придела и Икона Всех Святых. Особо почитаемы Тихвинская икона Божией Матери и икона Николая Чудотворца. В Храме стоит мощевик с мощами святых.
Престольные праздники
Главный престольный праздник Храма — Собор всех Святых. Он относится к переходящим праздникам и отмечается в первое воскресенье после Пятидесятницы. В этот день принято чтить память всех причисленных к лику святых.
Малый престольный праздник отмечается во второй день праздника Сретение, когда Церковь вспоминает праведных Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу.
Другой малый престольный праздник отмечается 6 ноября — празднование иконе Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
Приписные храмы и часовни
К Церкви всех Святых приписана часовня Спаса Преображения на Братском кладбище,построенная в 1998 году. Находится на территории бывшего Московского городского Братского кладбища, располагавшегося рядом с Церковью всех Святых. Часовня была названа в память о Храме Спаса Преображения, построенном в 1915—1918 годах на Братском кладбище и снесённом в советское время.
Крестильный храм Богоявления Господня (расположен на территории храма Всех святых на Соколе). Храм освящен в 2008 году.
Часовня кладбища «Арбатец» была построена в 1911 году. На том кладбище хоронили ветеранов русско-японской войны, умерших в Сергиево-Елизаветинском убежище села Всехсвятского. Сейчас (2010 год) здание часовни не передано православной церкви и находится в собственности посёлка «Сокол».